Исследователи Кембриджского университета собрали персональные данные трех миллионов пользователей Facebook и выложили их в открытый доступ. Сбор данных шел через приложение — тест по психологии.
Массив данных был собран с помощью проекта Кембриджского университета — приложения myPersonality. Оно было запущено в 2007 году и предлагало пользователям пройти психологические тесты и быстро получить результаты. При этом определенное число пользователей соглашалось делиться своими личными данными из профилей Facebook. В результате была создана одна из крупнейших баз данных в области социальных наук. Сотрудники университета разместили данные на сайте, который не был защищен должным образом.
В течение четырех лет любой желающий мог получить онлайн-пароль для входа на сайт. Для того чтобы получить ключ для доступа к персональным данным, требовалось меньше минуты.
Чтобы получить доступ к полному набору данных, нужно было зарегистрироваться в качестве соавтора проекта. Более 280 человек из почти 150 организаций сделали это, в том числе исследователи из университетов и сотрудники Facebook, Google, Microsoft и Yahoo. Однако те, кто не зарегистрировался, могли найти пароль для доступа к данным через поиск в Сети.
Всего тесты прошли более шести миллионов человек, причем около трех миллионов согласились дать свои персональные данные с аккаунтов в Facebook. Создатели базы данных собрали все полученные результаты, сделали их анонимными и выложили на сайт.
Получившая известность из-за масштабной утечки данных пользователей Facebook компания Cambridge Analytica в 2013 году обращалась к команде приложения myPersonality с просьбой предоставить доступ к данным, но ее просьба была отклонена «из-за политических амбиций».
В мае Facebook объявил о приостановке работы почти 200 приложений, имеющих доступ к данным большого количества пользователей. Это было сделано в рамках расследования возможного злоупотребления данными пользователей, начатого после скандала с Cambridge Analytica.
Поводом для скандала стала информация о том, что Cambridge Analytica получила данные более 50 млн пользователей социальной сети и могла использовать данную информацию для политической рекламы в пользу победившего на выборах президента Дональда Трампа. Глава Facebook Марк Цукерберг признал ошибку и обещал, что все приложения, которые имели доступ к большому объему данных, будут тщательным образом исследованы.