Представьте себе, что крупнейший в мире производитель сладостей решил публично поделиться результатами независимого исследования, подтверждающего вред сахара.
В записи цитируются исследования психологического и физического здоровья пользователей социальных сетей, проводившиеся как специалистами Facebook, так и независимыми учеными. В частности, исследователи установили, что пассивное потребление информации в соцсетях — когда вы просто листаете ленту, не комментируя записи друзей и не переписываясь — в большинстве случаев ухудшает психологическое состояние. В то же время, активное взаимодействие с друзьями, по мнению исследователей, может улучшать субъективную оценку своего благополучия пользователями.
Запись в официальном блоге Facebook подписана директором по исследованиям компании Дэвидом Гинзбергом и его коллегой Мойрой Бёрк. Причина, по которой она была опубликована, в целом ясна — в минувшем году не только независимые исследователи, но и ряд бывших сотрудников Facebook выступили с предупреждениями о вреде социальных сетей для психического здоровья и даже публично раскаивались в том, что помогали создавать подобные инструменты.
Среди них был, например, Шон Паркер, один из первых инвесторов Facebook и бывший президент компании, сделавший на своей инвестиции в идею Марка Цукерберга миллиарды долларов. По его словам, на этапе разработки Facebook его создатели прямо ставили перед собой задачу построить систему, которая сможет поглощать как можно больше времени и осознанного внимания пользователей.
Именно такой подход стал причиной создания кнопки “Нравится”: с каждым “лайком” человек получает от своего мозга награду — небольшой выброс дофамина, гормона удовольствия. В ответ человеку хочется публиковать в соцсети еще больше контента — формируется зависимость. “Это “обратная связь”, основанная на социальной валидации [подтверждении значимости индивидуума для окружающих]… именно такие штуки и придумывают хакеры вроде меня, здесь используется уязвимость в человеческой психологии”, — заявил Паркер.
Также исследователи связали резкий рост подростковых депрессий и самоубийств в последние пять лет с распространением смартфонов и социальных сетей. Более того, сами пользователи, судя по некоторым исследованиям, начинают наконец-то осознавать опасность смартфонозависимости и сознательно ограничивать время и частоту использования гаджетов.
Вот что написано в блоге Facebook:
В одном эксперименте, студенты Университета Мичигана, которых попросили 10 минут читать ленту Facebook, оказались в итоге в худшем настроении, чем те, задачей которых было десять минут общаться в том же Facebook с друзьями. Совместное исследование Йелльского университета и Университета Калифорнии в Сан-Диего выявило, что люди, кликавшие вчетверо больше ссылок, чем в среднем, или те, кто “лайкал” вдвое больше постов, чем среднестатистический пользователь, демонстрировали худшее психическое благополучие.
Хотя до конца причины не ясны, исследователи предполагают, что чтение о других в онлайне может вызывать эффект “негативного социального сравнения”. Эффект сильнее, чем в оффлайне, так как в социальные сети люди обычно выкладывают тщательно отобранные, выставляющие их в наилучшем свете материалы.
В то же время, исследование, проведенное Facebook совместно с Робертом Краутом из Университета Карнеги-Меллон выявило, что люди, отправлявшие и получавшие больше сообщений, комментариев и делавшие больше записей сообщают в итоге об улучшении восприятия общественной поддержки, уменьшении признаков депрессии и чувства одиночества.
При этом простой публикации записей недостаточно — необходимо именно взаимодействовать с друзьями по-максимуму. Необходимо отметить, что такая корреляция не указывает однозначно на причинно-следственную связь: возможно, чем счастливее человек чувствует себя, тем больше он хочет общаться в соцсетях, а депрессия это стремление снижает.
С одной стороны, нельзя не оценить смелость компании, впервые признавшей, что ее продукт может нести вред людям. С другой стороны, выводы, сделанные соцсетью из упомянутых исследований, предсказуемы: люди чувствуют себя плохо, потому что недостаточно активно используют все возможности соцсети, а чтобы быть счастливым, нужно просто еще больше времени тратить на посты и комментарии, попутно увеличивая Facebook показатели показов рекламы.
Одновременно в Facebook объявили о новой возможности, призванной улучшить опыт взаимодействия с соцсетью: пользователи теперь могут на 30 дней “приглушать” друзей или страницы, записи которых они не хотят видеть сейчас в ленте, при этом не отписывась от них насовсем.